Проверьте БЕСПЛАТНО Ваш товарный знак на уникальность

Налоговый учет товарных знаков

Сегодня у каждого уважающего себя предприятия, которое продвигает услуги или продукцию, есть свои отличительные черты. Это броское название и слоган, логотип, корпоративные цвета или музыкальная рекламная заставка. Зачастую, этим элементом могут выступать даже особенности формы продукта. Все это является товарным знаком, который подлежит налогообложению. Поэтому любые операции, касающиеся ТЗ, обязательно отображаются в отчетах.

Правовой аспект

Многих может удивить регистрация товарного знака в бухгалтерском учете. На самом деле, право на использование торговой марки, приносящей доход, так называемую экономическую прибыль, на законодательном уровне признается нематериальным активом.

В дальнейшем правообладатель получает лицензионное вознаграждение, известное как роялти, если использует авторские права для выгоды. Соответственно, это нужно фиксировать в документах.

Сумма получаемых средств затем заносится в доходы налогоплательщика. Они учитываются при процедуре начисления налогов на прибыль и должны быть своевременно включены в налоговый учет.

Эти начисления не отражаются в составе расходов, если имеют место такие условия:

1) роялти начислены нерезиденту, обладающему действующим оффшорным статусом;

2) средства начисляются лицу, не являющемуся фактическим владельцем (за исключением обстоятельств, когда бенефициарный владелец уполномочил его правом владения);

3) роялти начислены резиденту страны, в которой они не подлежат налогообложению.

Также нужно знать, что роялти в полном объеме не относятся к расходам отчетного периода, если они начислены:

  •  юридическому лицу, которое освобождено от уплаты налога на прибыль или платит его по другой ставке;
  •  лицу, которое уплачивает налог на прибыль в составе других налогов.

Возвращаясь к теме того, почему важно вести бухгалтерский учет товарного знака, нужно подчеркнуть его двойную пользу для предпринимателя. С одной стороны, производитель индивидуализирует свои услуги и выделяется среди конкурентов, запоминается потенциальной аудиторией. Все это приносит стабильный доход, благодаря которому компания не только «держится на плаву», но и выходит в большой плюс. С другой стороны, отличительные знаки продукции обеспечивают защиту прав потребителей. Поэтому имеет смысл говорить об определенной взаимосвязи.

Амортизация нематериального актива

Как уже было сказано, все товарные знаки являются нематериальным активом. Расходы на его приобретение или разработку подлежат амортизации, согласно налоговому кодексу.

Амортизация товарного знака в бухгалтерском учете отображается с момента начисления. Оно осуществляется в период полезного использования активов – его устанавливает предприятие, если актив был признан таковым.

Учет необходимо вести отдельно по каждому из объектов. Также важно обратить внимание на срок действия права использования. Если изначально он не был установлен, то его определяет налогоплательщик самостоятельно. Однако ограничения есть – непрерывная эксплуатация не может составлять временной отрезок меньше 2 лет и больше 10 лет. В случае нарушений последуют штрафные санкции.

Определяя срок полезного использования объекта индивидуализации, рекомендуется учесть:

  • правовые рамки:
  • срок полезного использования аналогов;
  • предполагаемый моральный износ актива.

Учет товарного знака и начисление амортизации выполняется различными методиками, подходящую также выбирает плательщик. Главное, не забыть отразить это в приказе об учетной политике фирмы. В случае, если метод не принес ожидаемых результатов, его нужно сменить на другой. Новый вступит в силу через месяц.

Особенности расчетов

Рассчитывая амортизируемую стоимость, ликвидность товарного знака принимают равной нулю, за исключением следующих случаев:

  • оговорена покупка другим лицом объекта по окончании периода его использования;
  •  ликвидационную стоимость определяют, опираясь на текущие рыночные данные и гарантии его существовании после окончания срока полезного использования.

В конце отчетного года время эксплуатации активов, а также методы амортизации пересматриваются. Это связано с необходимостью оценить их целесообразность, а также с тем, что в следующем периоде могут быть изменены сроки или условия, соттветственно потребуется другой подход.

Операции в бухгалтерском учете

Товарный знак в бухгалтерском учете, а точнее, право на его использование, выступает объектом учета. Если же он еще не разработан или не приобретен и речь идет о создании его своими силами, это фиксируется в субсчете в графе расходов за соответствующий текущий период. В таком случае, начальная стоимость состоит из оплаты труда специалистов, принимающим участие в разработке, платы за регистрацию товарного знака и средств, потраченных в ходе его создания.

В случае покупки товарных знаков, как нематериальные активы они зачисляются по стоимости, формирующейся из следующих пунктов:

  • цены приобретения (скидочные проценты не учитываются);
  • суммы пошлины и всех косвенных налогов;
  • расходов, связанных с покупкой нематериальных активов и усовершенствованием их до состояния, приносящего доход.

Это также фиксируется в соответствующих графах бухгалтерского учета. Кроме того, в нем должны присутствовать такие проводки, как «Содержание операции», «Дебет», «Кредит» и «Сумма».

Если были приобретены лишь права пользования ТЗ по лицензионному договору, условия оформления несколько изменяются. Обозначение продукции или услуги, поступившей во временную эксплуатацию, учитывается бухгалтериями правообладателя и получателя. Амортизация начисляется только лицензиаром. Сам учет зависит от условий оплаты. Кроме того, род деятельности предприятия тоже имеет значение.

Если платеж разовый, он списывается равномерно в течение периода действия договора. Если оплата периодическая, она учитывается как расход отчетного периода.

Даже если ТМ получена безвозмездно, все равно нужно провести в оценку ее стоимости и принятии на баланс компании. Определить эти данные можно как самостоятельно, так и прибегнув к услугам оценщика. Полученная в результате сумма относится к прочим доходам за соответствующий период.

Нельзя обходить стороной и акт ввода товарного знака в состав нематериальных активов. Он оформляется отдельно на каждый объект, будь то логотип или новый слоган. К каждому из них прилагается специальная инвентарная карточка – это регулируется отдельным положением на законодательном уровне.

Случается, что необходимо составить акт выбытия объекта права интеллектуальной собственности. То есть, если товарный знак предполагается больше не использовать, заполняется специальная форма в двух экземплярах – один для бухгалтерии, второй для ответственного лица.

При выбытии товарного знака или передачи его другим лицам/компаниям, в налоговом учете отображаются эти операции. Вариацией передачи может быть передача в качестве взноса в какой-либо фонд. Для этого отдельно создается учредительный договор, а в бухгалтерском учете оформляется колонка для НДС на сумму передачи, поскольку операция приравнивается к продаже.

Обычно товарный знак передается по остаточной стоимости. Если же она будет превышена, то сумма превышения фиксируется в бухгалтерском учете в графе доходов.

Как становится понятно, вести учет – занятие серьезное, поэтому относиться к нему нужно ответственно. Опираться при этом рекомендуется на соответствующие регламенты, регулируемые законом.

24.07.2017, 417 просмотров.

нам доверяют