Проверьте БЕСПЛАТНО Ваш товарный знак на уникальность

Как зарегистрировать товарный знак

Среди массы вопросов, решением которых приходится заниматься, развивая свой бизнес, одним из основных является: «Как зарегистрировать право на товарный знак?». Процедура это длительная, но выполнимая. Требует определенных знаний и навыков. Это не значит, что следует отказываться от намерения зарегистрировать товарный знак, даже не попытавшись изучить особенности процесса. Так ли трудно успешно пройти все этапы регистрации, что для этого нужно, возможно ли самому зарегистрировать товарный знак – предлагаем узнать из этой статьи.

Определение понятия товарный знак, зачем нужно его зарегистрировать

Гражданский кодекс РФ определяет товарный знак как объект интеллектуальной собственности (средство обозначения), предназначенный для индивидуализации товаров и предлагаемых потребителям услуг. Зарегистрировать его может только юридическое лицо (компания или индивидуальный предприниматель).

Часто средство обозначения сопровождается буквой «R» (Ⓡ) латинского алфавита. Это является своеобразным предупреждением другим участникам рынка, демонстрирующим, что этому объекту интеллектуальной собственности обеспечена правовая охрана.

Иными словами, это позволит покупателям (клиентам) выделить из общей массы продукцию (услуг), предлагаемые определенной компанией товары. Если потребитель лояльно относится к одному производителю, отдавая должное качеству продукции и ценовой политике, то именно средство идентификации позволяет сделать выбор.

Примечательно, что зарегистрировать право на товарный знак необходимо лишь в том случае, если предполагается выпуск определенной продукции. Одежды или обуви, сувениров или питьевой воды.

Обладая статусом правообладателя, юридическое лицо может успешно отстаивать свои позиции на рынке, не только оптимально позиционируя свой товар или услуги, но и защищая потребителя от подделок, в маркировке которых используются схожие обозначения.

В том случае, если предполагается развитие бизнеса по франшизе, зарегистрировать товарный знак просто необходимо. Кроме того, получивший правовую охрану объект интеллектуальной собственности, относится к нематериальным активам. Его можно продавать или передавать по лицензионному договору в аренду.

Какой зарегистрировать товарный знак? Словесный, изобразительный, звуковой, световой, обонятельный или комбинированный?

Представление о том, что зарегистрировать товарный знак можно лишь с использованием надписей (словесных элементов) или изображений (логотипов), является ошибочным. В качестве объекта интеллектуальной собственности могут использоваться и запоминающаяся мелодия (музыкальное произведение), и форма упаковки товара (дизайн бутылки Кока-Колы).

Часто применяются комбинированные обозначения, состоящие из словесного элемента и изображения. Они могут дополнять друг друга по смыслу, но это не обязательно. Выполнять функцию по идентификации продукции могут и световые, и обонятельные (CHANEL №5) элементы.

Обращаем внимание, что в сфере интеллектуальной собственности часто используются понятия торговая марка, коммерческое обозначение, логотип и бренд. Несмотря на явное сходство этих определений, разница огромная.

Судите сами:

  • Торговая марка – это определенный набор индивидуальных свойств продукции и услуг, выделяющих их среди аналогов. В российском законодательстве, правда, нет юридического понятия «торговая марка». Чаще всего данный термин используется для определения иностранных производителей.
  • Товарный знак – зарегистрированные, в соответствии с законом, отличительные характеристики товаров и услуг, предназначенные для индивидуализации продукции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это позволяет обеспечить защиту выпускаемых изделий от подделок, превращать данный нематериальный актив в денежные средства путем его передачи в аренду или продажи.
  • Коммерческое обозначение – набор определенных уникальных характеристик, используемых для индивидуализации самой компании.
  • Логотип – определенное графическое изображение, использование которого должно вызвать у потребителя устойчивую ассоциацию товаров (услуг) с определенной компанией. По большому счету, это больше дизайнерское понятие.
  • Бренд – набор уникальных средств, вызывающих устойчивую ассоциацию с известной компанией.
Обращаем внимание, что логотип является в большей мере «дизайнерским понятием», а бренд – маркетинговым. Даже если удастся быстро и без задержек зарегистрировать товарный знак, он не становится брендом. Для этого потребуется еще много работы.

Сколько стоит зарегистрировать товарный знак

Размер и способы оплаты государственной пошлины – второй по важности вопрос, который следует решить, чтобы стать правообладателем средства идентификации.

Закон позволяет оплатить госпошлины и при подаче заявки в Роспатент, и после. Однако, при внесении денежных средств спустя 2 месяца после подачи заявки, придется заплатить на 50% больше.

В соответствии с действующими на данный момент нормативами, при заказе услуги через патентного поверенного, предоставляющего 30% скидку, заявителю необходимо поэтапно оплатить:

  • Пошлину за регистрацию в Роспатенте заявки: 2450 руб. + 700 руб. за каждый класс МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг), если их более пяти.
  • Пошлину, взимаемую за экспертизу заявки: 8050 руб. + 1750 руб.за каждый из дополнительных классов МКТУ.
  • Государственную пошлину за оформленный объект интеллектуальной собственности – 11 200 руб. + 700 руб. за каждый класс МКТУ, если их более пяти.
  • Выдачу государственного свидетельства - 1400 рублей.
Первые два вида пошлин (за регистрацию и экспертизу заявки) потребуется оплатить после того, как начата регистрация обозначения.

Пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства оплачиваются после принятия патентным ведомством положительного решения о предоставлении правовой охраны заявленному объекту интеллектуальной собственности.

Пошаговая инструкция

Чтобы процедура обеспечения правовой охраны объекту интеллектуальной собственности завершилась получением свидетельства государственного образца, потребуется выполнение комплекса процедур.

I этап. Разработка идеи и логотипа – креативная часть процесса

При этом следует учитывать индивидуальность, запоминаемость, простоту, благозвучность и эстетичность. Не забываем и про однозначность средства идентификации (не следует, продающей кондитерские изделия компании, пытаться продвигать свой продукт, используя изображение пистолета).

Уместно использование и цветовой палитры (оптимальным считается сочетание 2-3 цветов). Не следует забывать про удобство нанесения и масштабирования, ведь требуется обеспечить возможность размещения объекта интеллектуальной собственности на различных носителях.

Кроме того, планируя вывести свою продукцию на международный рынок, необходимо продумать и идентичное написание на транслите (латинский алфавит). Это особенно важно для эффективности работы сайта, адресная строка которого прописывается по-английски.

II этап. Выбор классов МКТУ, в отношении которых необходимо обеспечить правовую охрану средства идентификации

Международный классификатор товаров и услуг (МКТУ) применяется для определения сферы деятельности, в которой будет использоваться зарегистрированный товарный знак.

Всего 45 классов. С 1 по 34-й классы используются для определения групп товаров, с 35-го по 45-й – для услуг.

В каждом классе МКТУ десятки направлений деятельности. Можно выбрать либо отдельное направление, либо весь класс МКТУ целиком.

III этап. Направление заявки в патентное ведомство (образцы документов)

В соответствии с действующими правовыми нормами, чтобы зарегистрировать товарный знак в России можно подать заявку и в бумажной, и в электронной форме.

В любом случае вносится одна и та же информация по регистрируемому обозначению. Отличие заключается в форме подачи заявки, поскольку необходимо наличие электронной цифровой подписи на имя заявителя.

IV этап. «Формальная экспертиза» пакета документов

После получения заявки специалистами Роспатента осуществляется проверка пакета документов на их соответствие установленным требованиям оформления. Оценивается и полнота представленных сведений.

По результатам формальной экспертизы заявитель либо получает аргументированный отказ, с указанием причин, на основании которых нельзя самому зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. Либо получает уведомление об успешной регистрации заявки, с датой ее подачи.

Обращаем внимание, что исключительное право на использование в коммерческой деятельности получившего правовую охрану средства идентификации наступает именно с той даты, когда подана заявка. Если конкурирующая структура также попытается оформить подобный объект интеллектуальной собственности, заявка будет отклонена.

V этап. «Экспертиза заявленного обозначения»

На этом этапе осуществляется анализ заявленного обозначения на отсутствие аналогичных или схожих объектов интеллектуальной собственности. При наличии в базе Роспатента подобного или идентичного, получить государственное свидетельство на него не получится.

Даже в том случае, если специалистами Роспатента будет установлено сходство заявленного для регистрации обозначения, с уже оформленными, его можно будет просто «доработать», внеся определенные изменения.

VI этап. Получение государственного свидетельства в Роспатенте на зарегистрированный товарный знак

Если все вышеперечисленные этапы будут пройдены успешно, а специалисты патентного ведомства не увидят преград к тому, чтобы оформить объект интеллектуальной деятельности, заявителю будет выдано государственное свидетельство установленного образца.

Очень часто, после изучения информации о том, как самому зарегистрировать товарный знак в Роспатенте, предприниматель вынужден искать консультационную поддержку на стороне. Обращение к квалифицированному патентному поверенному устранит значительную часть преград на пути обеспечения правовой защиты объекту интеллектуальной собственности, но это потребует дополнительного финансирования.

23.05.2019, 1061 просмотр.

нам доверяют