Проверьте БЕСПЛАТНО Ваш товарный знак на уникальность

Как зарегистрировать знак обслуживания: пошаговая экскурсия

Для успешного развития бизнеса любой организации необходимо средство обозначение, обеспечивающее узнаваемость выпускаемой продукции либо предоставляемых покупателям услуг.

Если коммерческая деятельность связана со сферой сервиса, то таким средством является знак обслуживания.

Как и в случае с иным объектом интеллектуальной собственности, обозначение для индивидуализации поставщика услуг должно быть зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством.

Давайте разберемся, для решения каких бизнес задач следует зарегистрировать знак обслуживания, какие он выполняет функции, как обеспечить его правовую защиту.

Что такое знак обслуживания и в чем его отличие от иных объектов интеллектуальной деятельности

Средство обозначения, используемое для индивидуализации компании (индивидуального предпринимателя), предоставляющей потребителям услуги, называется знаком обслуживания. Данный объект идентификации может быть использован:

  • в транспортной сфере;
  • в строительстве и ремонте;
  • на рынке страхования;
  • в банковской сфере;
  • в издательском деле;
  • в сфере коммуникаций;
  • в области радиовещания и телевидения;
  • для оказания бытовых услуг;
  • на рынке HoReCa (гостиницы, рестораны и т.п.);
  • при организации зрелищных (спортивных) мероприятий;
  • для индивидуализации клининговой компании.

Обозначение, которому обеспечена правовая защита, позволяет отличить предложения конкретной организации от работ, выполняемых иными игроками рынка. Кроме того, зарегистрировать данный объект интеллектуальной собственности необходимо для защиты интересов правообладателя, предотвращая незаконное его использование конкурентом.

ГК РФ Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

  • На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
  • Правила настоящего Кодекса… соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Следовательно, прежде чем зарегистрировать объект интеллектуальной собственности, необходимо определить предмет индивидуализации – либо продукция, либо сфера обслуживания. К примеру, товарный знак производителя спальной мебели может быть использован лишь для выпускаемого товара (мебели), а зарегистрированный знак обслуживания компании, занимающейся дизайном помещений – лишь для выполняемых работ (расстановку мебели).

В этом и заключается различие этих объектов интеллектуальной собственности. Статья 1477 Гражданского кодекса предоставляет их правообладателям одинаковое исключительное право на использование в коммерческой деятельности средств обозначения.

Что гарантирует регистрация средства индивидуализации поставщика услуг

Документом, гарантирующим правовую охрану зарегистрированного средства идентификации в сфере сервиса, является свидетельство государственного образца. Полученный в российском патентном ведомстве (Роспатент) «охранный документ» закрепляет исключительные права владельца обозначения на использование его в определенной сфере коммерческой деятельности с конкретной даты.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, завершив процедуру регистрации, получают исключительные права на использование в коммерческой деятельности объекта идентифкации.

ГК РФ Статья 1484. Исключительное право на товарный знак

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Обладая исключительным правом, коммерческие структуры могут использовать средство идентификации по своему усмотрению, в соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Несмотря на то, что законом не требуется непременно зарегистрировать средство обозначения в сфере сервиса, именно выполнение всех формальностей по обеспечению ему правовой защиты гарантирует соблюдение интересов правообладателя. Часто патентные споры доходят до суда, где потребуется доказывать исключительные права на спорное обозначение. А без свидетельства о регистрации его в Роспатенте, сделать это будет затруднительно.

Как зарегистрировать знак обслуживания

Приняв решение о защите своего средства индивидуализации в сфере сервиса, в первую очередь необходимо заняться разработкой его дизайна.

Проработка идеи и способа ее выражения – творческая часть процесса создания интеллектуальной собственности. Необходимо также учитывать область ее использование, максимально снизить вероятность подачи заявки на обозначение, схожего с объектами, уже внесенными в базу данных Роспатента. Исключить вероятность копирования позволяет обращение к патентному поверенному для предварительной проверки.

Чаще всего применяются следующие виды обозначений:

  • словесные (текст);
  • графические или изобразительные;
  • объемные или 3D;
  • комбинированные – содержащие все вышеперечисленные элементы;
  • звуковые;
  • осязательные, или тактильные.

Рекламные технологии развиваются стремительно, осваиваются новые форматы подачи информации и нестандартные маркетинговые кампании для привлечения внимания потребителя. Для того, чтобы выполняемые компанией работы запомнились покупателю и завоевали его лояльность, сформировав устойчивый положительный образ поставщика услуг, перечень возможных видов обозначений постоянно расширяется.

Следующий этап – выбор классов МКТУ, в отношении которых требуется обеспечить правовую охрану средства идентификации. Международный классификатор товаров и услуг (МКТУ) применяется для определения сферы деятельности, в которой будет использоваться объект интеллектуальной собственности. Всего 45 классов. С 35-го по 45-й классы – для услуг.

В каждом классе МКТУ десятки направлений деятельности. Можно выбрать либо отдельное направление, либо весь класс МКТУ целиком.

Затем потребуется составить заявку в Роспатент.

Несмотря на наличие установленной формы, следует отразить в ней информацию доступно и четко. В качестве варианта – можно рассмотреть обращение к специалистам патентного бюро, которые оперативно и качественно подготовят необходимый пакет документов.

Заявка подается и в электронной, и в бумажной форме. Правда, при подаче в электронной форме, необходимо наличие у заявителя электронной цифровой подписи.

Размер и способы оплаты государственной пошлины – еще один важный вопрос, который следует решить, чтобы зарегистрировать знак обслуживания.

Законом разрешается оплачивать госпошлины и при направлении заявки в Роспатент, и после. Однако, при внесении денежных средств спустя 2 месяца после подачи заявки, придется заплатить в полтора раза больше.

Обращаем внимание, что работая через патентного поверенного, можно будет сэкономить до 30% на пошлинах, а именно:

  • Пошлина за регистрацию в Роспатенте заявки - 2450 руб. + 700 руб. за каждый класс МКТУ, если их более пяти.
  • Пошлина за экспертизу заявки - 8050 руб. + 1750 руб. за каждый из дополнительных классов МКТУ.
  • Государственная пошлина за оформленный объект интеллектуальной собственности - 11200 руб. + 700 руб. за каждый класс МКТУ, если их более пяти.
  • Выдача государственного свидетельства - 1400 рублей.

Зарегистрированный знак обслуживания может быть:

  • индивидуальным либо коллективным (в последнем случае право на применение принадлежит каждому из коллективных участников, что исключает возможность его передачи в пользование по лицензионному договору);
  • общеизвестным, что предполагает особые условия его правовой охраны.

На международном уровне правовая охрана объекта интеллектуальной собственности поставщика работ обеспечивается по территориальному принципу. Поэтому, если вы намерены работать и за рубежом, необходимо провести процедуру регистрации и в той стране, где намечена коммерческая деятельность.

02.06.2019, 232 просмотра.

нам доверяют